?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее сказание | Следующее сказание

Король говорит!

Раз уж авторство раскрыли, оставляю для потомков. :) Местами с "теорией заговора", так что не всем понравится. Написано без стёба, если что.
Король говорит!
США, Великобритания, Австралия
Режиссер: Том Хупер
В ролях: Колин Фёрт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс

Расхожая фраза «Из всех искусств наиважнейшим для нас является кино», водружённая, фигурально выражаясь, на хоругви киноиндустрии, многими воспринимается лишь как выражение доступности кино народу. Демократичные условия – один на всех тёмный зал с экраном, невысокие цены на билеты, не требует специального дресс-кода, плюс можно кукурузой похрустеть: лепота, да и только. Но если бы всё было так просто, и всё находилось бы в плоскости «у нас товар – у вас купец», то такой фильм, как «Король говорит!» никогда бы не появился на свет.

Трогательная история о короле-заике, который и королём-то быть вроде как не хотел, нежно любил жену и дочек, радел за народ и т.п. и т.д. – чем не современная сказка? Тем более, если в аннотации написать «Основано на реальных событиях». И вот – товарищ Хупер, ранее столовавшийся исключительно на тиви, азартно снимает, компадре Фёрт – «Хью Грант ДЛЯ НАРОДА» – вдохновенно заикается и смолит цигарку за цигаркой, не менее харизматичный Джеффри Раш дирижирует и применяет нетрадиционные методики. Случайной в этой доблестной команде выглядит только Хелена Бонем-Картер – актриса, бесспорно, прекрасная, но уже более привычная в амплуа психопатки. Так что ночная рубашечка и милый наклон кудрявой головки внушают подозрение и подспудное ожидание «Круцио» и «Авада Кедавра!»

Исторические события в версии фильма излагаются в неспешной британской манере, с фарфоровыми чашечками чая и под лёгкую классическую музыку – Бетховен, Брамс и Моцарт ещё никого не подводили. Предвоенная Англия 1934-1938 годов – как фон для Герцога Йоркского и его близких. Мучительные попытки преодолеть свой дефект, насмешки братца-бонвивана, и необходимость нести на своих плечах груз ответственности – Альберт Фредерик Артур Георг, попросту – Берти, в исполнении Колина Фёрта вызывает и сочувствие, и уважение. Парадокс: он вроде бы близок, но дистанцирован ото всех, за редким исключением. Ему сопереживаешь, и финальная речь, долженствующая вдохновить народы Британской Империи на предстоящую борьбу, отзывается торжественным аккордом где-то в глубине сознания. «Король говорит!», всенародное ликование по поводу знаменательно события, мир и покой в душах сограждан и просто сочувствующих, аллилуйя, финальные титры, дружно расходимся по домам – переваривать в умиротворении попкорн и булькать кока-колой.

Но какими же были в действительности факты, на которых основан фильм? Заикание Принца. Отречение Короля. Да, всё так и есть. Только портрет создают не только широкими мазками, есть ещё и штрихи к портрету. Которые могут быть разными. Да, заикался, да, боролся. Но познакомился Берти с Лайонелом Логом в 1925 году, и уже в 1927 году успешно произнёс речь в Австралийском Парламенте, почти на 10 лет раньше, чем утверждает фильм. Впрочем, это ведь мелочь, не правда ли? Факт-то остался. Как, конечно, и братец Эдуард – Алтьберт – Христиан – Георг – Эндрю –Патрик – Дэвид, иными словами – король Эдвард VIII, даже и не погревший толком царственным седалищем подушки на троне. Версия фильма – братец – прожигатель жизни, не дурак приложиться к сладкой бутылочке и сплясать квик-степ с вульгарной простолюдинкой Уоллис Симпсон, не осознающий свой долг перед согражданами в преддверии войны, вдобавок передразнивающий и издевающийся над несчастным заикой-братом! «Фуй, как некультурно», как говорила голосом Фаины Раневской Фрекен Бок. Версия жизни: вкусивший все те же радости детства, что и младшие братья, Наследный принц пользовался гораздо меньшей свободой. Он хотел попасть на фронт – ему отказали, и пока заика-Берти доблестно нёс боевую вахту на линкоре «Коллингвуд», Дэвиду оставалось только навещать раненых в госпиталях и быть пассивным свидетелем Битвы при Сомме, где в первый день погибло более 50 тысяч человек... Война закончилась, и началась мирная жизнь – поколения, позже названного «потерянным». Реальный Дэвид (которого можно считать антагонистом фильма) – натура пылкая, но и в дальнейшем его преследуют запреты, запреты, запреты... Он любит конный спорт? Лошадь брыкается, а ещё может сбросить наездника. Запретить. Он пересел на «Даймлер» и любит быструю езду? Дражайшие Папуля и Мамуля волнуются, и поэтому об этом стоит забыть. Нравится играть в поло? Всё бы ничего, но на одном из матчей под августейшим глазом появляется совершенно плебейский фингал, и да, Дэвид, ты же не думаешь, что у Англии будет одноглазый король? Тем не менее, на протяжении всех этих лет, разгильдяй из фильма успевает, выполняя государственный долг, посетить множество стран, встретиться с тысячами людей, ни разу не забыв девиз «Я служу». Зажатая условностями и условиями пылкая натура рано или поздно взрывается, как закупоренный паровой двигатель.

И взрыв произошёл – принц Уэльский познакомился, а позже и влюбился в миссис Симпсон, в то время – замужнюю женщину. Версия фильма – три минутки экранного времени: вульгарная короткостриженная особа, с сигаретой в зубах, хищница, посягнувшая на Королевство. Мнение современников: остроумная, весёлая женщина, с безупречными манерами, романтичная, но прагматичная идеалистка. Сказок с принцами, женящимися на простушках из народа в этой истории не было, Дэвид выбрал равную себе – пусть не по титулу. Скандал, разразившийся по поводу этого романа, был беспрецедентным, и в конечном итоге 10 декабря 1936, находясь на троне менее года, король подписывает отречение. Мог ли человек, способный на жертвы ради любви – иными словами, неисправимый романтик – издеваться над недостатками родного брата? Создатели фильма считают – да. А даже если и нет, то это же мелочь, штрих, не так ли? И фильм-то не о ЭдвардеVIII, а совсем даже Георге VI. Таком близком. Таком народном. Таком вдохновляющим на борьбу.

Торжественный финал фильма – королевская речь. Она, конечно, была. Но перед ней было и появление на балконе Букингемского Дворца с Невиллом Чемберленом, только что благополучно подписавшим печально известные Мюнхенские соглашения – факт не менее шокирующий, ведь до этого балкон был доступен только монаршим особам, удостоившийся звания «самого антиконституционного поступка монарха нашего столетия». Но ведь и это мелочь, детали, которые не нужны, не правда ли? Фильм же не об этом. Речь произнесена. Занавес опускается. «Далее - молчание», и остальные годы правления Георга остаются за кадром.

Набивший руку сериальчиками Хупер снял добротный фильм. Немножко того, немножко этого, но в целом – как хорошее английское сукно. Не шедевр – но вы же не надеваете винтажное платьице от Живанши, чтоб сходить за хлебом в булочную в промозглый лондонский туман? И вот тут очередной парадокс – нельзя сказать, что 2010 год был так уж беден на фильмы, которые – будем честны: гораздо более ярки и захватывающи, чем традиционно-английский «Король говорит!» - но обласканным кинокритиками становится именно он. Награды сыплются, как из рога изобилия, и главная из них – которую, возможно, могут и не присудить – Премия Американской Киноакадемии. Сама номинация – лучший фильм, лучший актёр, и так далее – уже оборачивается ростом интереса, наплывом народа в кинотеатры... Кажется, мы снова вернулись к фразе «Из всех искусств наиважнейшим для нас является кино»? О да. Но в первую очередь эта фраза означала одно: пропаганду. Если перефразировать Маяковского – «Если фильмы снимают, значит, это кому-то нужно». Кому был нужен фильм – «основанный на реальных событиях», мягко, как рука в лайковой перчатке, внушающий симпатию к королевской династии Виндзоров – точнее, к её конкретным представителям? Георг IV – отец нынешнего, до сих пор благополучно здравствующего монарха – Елизаветы. Про которую, если кто-то забыл, пару лет назад был снят фильм, не менее обласканный критиками. А кто-нибудь, навскидку, сможет сейчас описать хоть один захватывающий момент?

С «Король говорит!» ситуация абсолютно аналогична. Всё ровно, гладко, уютно и тепло. После просмотра не хочется ни о чём спорить, информация отложилась где-то в подсознании. Фильм – сер. Не смотря на бесспорно отличную работу актёров, и даже благодаря ей. Цели, которые он преследует – остаются под вопросом. Плюсами выставляем хорошую работу оператора, мастерство актёров, кропотливо воссозданный стиль 30-х годов. За остальное – не минус, а просто прочерк. В остатке имеем солидный трояк и горькое понимание того, что наша киноиндустрия не может противопоставить этой пропаганде ничего – ведь в самом деле, Георг в исполнении Фёрта вызывает куда больше симпатии, чем его сиятельство командарм Котов, с дочкой Надей наперевес.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
muh
Mar. 18th, 2011 06:27 am (UTC)
поэтому надо смотреть "Перевозчика" :)
(Deleted comment)
miledi
Apr. 19th, 2011 06:17 pm (UTC)
Re: cool:)
С указанием автора - запросто. :)
( 2 comments — Leave a comment )
Мег
miledi
Julia
June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Хвосты

Краткое содержание предыдущей серии

Powered by LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel